УЗЛОВАЯ СБОРКА
Для узловой сборки наиболее характерным процессом является сборка: нервюр крыла, центроплана и оперения, лонжеронов крыльев, центропланов и оперения, шпангоутов фюзеляжа, панелей, люков, полов и т. н. В качестве примера рассмотрим сборку некоторых из этих объектов. На фиг. 290 изображена средняя нервюра, а на фиг. 291 — приспособление для ее сборки. Нервюра состоит из листа, подкрепленного продольными и поперечными профилями. Сборка состоит из двух операций. Сначала части нервюры устанавливают в приспособлении, просверливают их по кондуктору и соединяют прижимными фиксаторами, пользуясь при этом четырехсекционным поворотным стапелем. Эта операция складывается из следующих переходов (фиг. 291):
1. Вложить стойки в гнезда 7 приспособления.
2. Установить стенку так, чтобы отверстия в ней совпали с фиксаторами 2 приспособления.
3. Верхний угольник вставить в приспособление так, чтобы он касался упора 3, и закрепить четырьмя зажимами 4.
4. Нижний угольник установить до соприкосновения с упором 5 и закрепить четырьмя зажимами.
5. Заложить профиль в гнездо <5 кондуктора.
6. Наложить кондуктор на приспособление и закрепить его двумя зажимами 7.
7. Просверлить по кондуктору: по концам стоек и профиля отверстия: диаметром 3,6 мм в угольниках и стойках; в профиле — диаметром 2,4мм; в передних и задних кромках стойки — диаметром 1,6 мм.
8. Открепить и откинуть кондуктор.
9. Поставить на концах стоек и профиля восемь пружинных фиксаторов № 5 и по концам угольников четыре фиксатора № 2.
10. Вынуть нервюру из приспособления и передать для клепки.
Вторая операция состоит в постановке всех заклепок на пневмо-
гидра влическом прессе 2КП-12. Пресс настроен для клепки заклепок определенного размера, поэтому нервюру передают от одного пресса к другому.
Значительно проще будет сборка нервюр такого типа, если в заготовительных цехах полностью проведен плазово-шаблонный метод
I
работ. В этом случае стенки и все подкрепляющие профили поступа с просверленными или пробитыми (неполными) ведущими отверстия, в одной детали и контрольными — в другой. Детали совмещают но контрольным отверстиям, скрепляют фиксаторами или контрольными самонарезающими винтами, просверливают все отверстия и склепывают на прессе.
‘kit Процесс сборки лонжеронов зависит от их конструкции. Рассмотрим сборку лонжеронов балочного и ферменного типа.
Фиг. 291. Приспособление для сборки средней нервюры. |
Лонжерон балочной системы крыла самолета ДС-3 состоит из стенок, подкрепленных уголками и соединенных накладками, верхних и нижних поясов из прессованных профилей и деталей крепления к центроплану. Работа состоит из сборки на верстаке, сборки в стапеле и доделки на козелках.
Все детали (стенки, пояса, подкрепляющие уголки, накладки) поступают на сборку совершенно готовыми, с просверленными ведущими и контрольными отверстиями.
Сборка на верстаке заключается в установке на стенки лонжерона 32 передних и задних подкрепляющих угольников, прикреплении их посредством контрольных винтов, пропущенных через контрольные отверстия, рассверливании всех отверстий, очистке от стружек и клепки на пневматическом прессе. Здесь же устанавливают накладки на средней части стенки, соединяют контрольными винтами, сверлят отверстия и клепают пневматическим молотком.
Собранные стенки передают для дальнейшей сборки в стапеле, где устанавливают задние профили верхних и нижних поясов, на них
поясов просверливают электродрелью через 300 мм отверстия и ставят в них заклепки. Затем по специальному шаблону ставят одну из деталей крепления лонжерона.
На козлах склепывают стыки стенки, сверлят все отверстия в поясах и склепывают их со стенкой. По концам стенки приклепывают швеллеры, подкрепляющие бульбовые уголки и детали крепления лонжерона. Пояса приклепывают пневматическими скобами, остальное — пневматическими молотками и ручными клещами.
А Ферменный лонжерон состоит из двух поясов, несущих узлы, и системы распорок (раскосов и стоек), склепанных с поясами при помощи косынок (накладок, книц). Поясы и расчалки делают из труб
к
или профилей. Наибольшую сложность представляет сборка и клепка целиком трубчатых лонжеронов (фиг. 292). Сборка такого лонжерона состоит из следующих частей:
1) сборка поясов из отдельных стыкуемых между собою труб и установка на поясах различных узлов;
2) сборка змеек, т. е. соединение с помощью накладок отдельных труб-расчалок в змейку;
3) сборка лонжерона, т.- е. соединение змейки с поясами.
Все эти процессы можно проводить последовательно, пользуясь одним приспособлением (фиг. 293), но, чтобы сократить цикл сборки за счет параллельного выполнения работ, лучше применять отдельные приспособления. При сборке приходится выполнять следующие операции.
Сборка поясов
1. Надеть узлы на трубы, вставить трубы одна в другую, установить в приспособление для сборки поясов, зафиксировать узлы и зажать трубы.
2. Просверлить по имеющейся на трубах и узлах разметке отверстия для контрольных заклепок в стыках и узлах (4 отверстия на стык, 2—3 на узел).
3. Поставить контрольные заклепки или фиксаторы.
4. Снять с приспособления и установить на козлы.
5. Просверлить полностью отверстия в стыках и узлах.
6. Заклепать полностью (клепка английская пневматическим молотком).
Сборка змеек
1. Установить в приспособление для сборки змеек макетные.(ложные) пояса, установить расчалки и закрепить зажимами.
2. Установить накладки с одной стороны и зажать струбцинками.
3. Просверлить отверстия в накладках с расчалками для контрольных заклепок.
4. Снять накладки, пометить их, перевернуть приспособление и повторить переходы 2—4 для другой стороны.
5. Повернуть приспособление, освободить и снять макетные пояса, чтобы можно было подойти при клепке накладок.
6. Установить накладки по просверленным отверстиям, поставить контрольные заклепки или зажимы с одной стороны и, повернув приспособление на 180°, с другой (клепка немецкая пневматическим молотком).
7. Освободить от зажимов, снять змейку с приспособления и установить на столе.
8. Просверлить отверстия, проклепать накладки с расчалками полностью с обеих сторон.
Доклепывают на столе, потому что стараются увеличить пропускную способность приспособления.
1. Установить в стапель пояса и змейки, зафиксировать по узлам поясов, закрепить зажимами.
2. Обжать накладки по поясам.
3. Просверлить в накладках и поясах отверстия для контрольных заклепок с двух сторон.
4. Склепать накладки с поясами контрольными заклепками с двух сторон.
‘5. Освободить от зажимов, вынуть из приспособления и установить на козелках.
б. Просверлить все отверстия и склепать лонжерон полностью.
Сборка шпангоутов также значительно зависит от состояния подготовки элементов, поступающих на сборку. Так, на одном а. мернканском заводе профили шпангоутов поступают точно обрезанными. с отштампованными и отогнутыми гнездами для прохода стрингеров и просверленными отверстиями как в профиле, так и в соединительных накладках. Поэтому большинство шпангоутов собирают на простых столах, снабженных зажимами для профилей, причем совмещают отверстия собираемых элементов, соединяют их контрольными винтами, а затем сверлят отверстия и склепывают. На одном из наших заводов ЦИТ разработал и внедрил следующий процесс сборки шпангоутов. Эти шпангоуты состоят из нескольких профилей, подкатанных соответственно кривизне фюзеляжа. В профилях в местах прохода стрингеров сделаны просечки и приклепаны стрингерные коробочки; профили соединяют с помощью лонжеронных коробочек, служащих для приклепывания лонжеронов. Часть шпангоутов имеет дополнительные жесткости, к которым прикрепляют балки полов, узлы внутреннего оборудования и т. п.
Сборка жесткостей выделена в особый пролет. На первом рабочем месте этого пролета комплектуют и подбирают поступающие детали и раскладывают комплекты по ячейкам стеллажа. На втором и третьем местах собирают детали (профили, листы, стенки), устанавливают их в приспособление, просверливают по накладным кондукторам и соединяют пружинными фиксаторами. Второе рабочее место снабжено вращающимся приспособлением для сборки 12 типов жесткостей, а третье — для сборки 4 типов. Собранные на зажимах детали поступают на четвертое рабочее место, где их склепывают пневматическим молотком и передают на пятое место, оборудованное автоматом 2КГ1-32 для склепывания тех швов, которые удобно клепать на автомате. Шестое рабочее место служит для контроля.
Профили подают на сборку с припуском по длине и без просечек — В специальном шаблоне, проверенном по эталону шпангоута, размечают концы и сверлят отверстия для ловителя просечного штампа. Затем в штампе просекают вырезы для стрингера и одновременно в этих местах подсекают полки профиля. Далее на специальном пуансонном штампе с 4 пуансонами пробивают отверстия для заклепок в стенках профилей и в стрингерных коробках, а на стационарном
Производство самолетов—175—26 4Q|
прессе ПР-1, специально приспособленном для этой работы, приклепывают коробки к профилям. Затем готовые профили и лонжерон — ные коробки передают на сборку в вертикальном стапеле, где сверлят отверстия по откидным кондукторам и склепывают профили на подвешенном гидро-пневматическом прессе.
Рассмотрим работы по изготовлению конструктивных комплектов следующего вида:
1. Изготовление и сборка капотов мотора, сложных обтекателей больших габаритов и каркасно-обшивочные работы.
2. Сборка клепаных резервуаров (бензиновые и масляные баки, гондолы стратосферных самолетов и стратостатов) с непроницаемым плотным швом.
3. Лужение и паяние (изготовление заливных и расширительных бачков, отстойников, фильтров и т. д.).
Большинство перечисленных работ в настоящее время механизировано.
Отдельные самолетные элементы по своей конструктивной форме могут резко отличаться одни от других, но методы их изготовления одинаковы.
Одной из сложных и трудоемких работ является изготовление капотов, так как приходится придавать им удобообтекаемую форму, надежно соединять отдельные части капота и тщательно их отделывать.
По конструкции различают капоты для моторов водяного и для моторов воздушного охлаждения.
Капоты для моторов водяного охлаждения состоят из каркаса и отдельных отсеков, представляющих отдельные листы, имеющие форму, соответствующую форме мотора; эти листы соединяют посредством петель и шомполов. Изготовление таких капотов несложно и не представляет особых затруднений.
Капоты для моторов воздушного охлаждения состоят из отдельных частей сферической формы, соединенных петлями, замками Ферри или болтами, и каркаса. Изготовление таких капотов довольно сложно, причем обработка и подгонка сферических поверхностей отнимают много времени и представляют ряд трудностей.
Разберем процесс изготовления капота для мотора воздушного охлаждения (фиг. 294). Этот капот состоит из передней кольцевой части с внутренним кольцом, приклепанных к нему патрубков и трех разъемных полусфер, соединенных замками Ферри и усиленных профилями. Лобовую сферическую часть капота штампуют на 1000-т гидравлическом прессе тройного действия, а затем дорабатывают на токарно-давильном станке, где и закатывают кромки для усиления борта.
Внутреннюю сферическую поверхность штампуют на том же гидравлическом прессе, а при мелкосерийном и индивидуальном производстве выколачивают механическим молотком, затрачивая при этом в десять раз больше времени, чем при штамповке.
Внутреннюю и внешнюю сферы капотов склепывают на специальных приспособлениях. Собранные полукольца соединяют с внутренней частью, для чего пользуются макетом, установленным на сборочном
приспособлении. Собранный каркас покрывают полусферами крышек капота и соединяют их замками Ферри и лентами. Применение большого количества приспособлений, а также макета мотора должно исключить подгонку по месту собранных капотов при установке их на самолете.
При сборке клепаных резервуаров с непроницаемыми швами приходится собирать: каркас, внутренние перегородки и наружную арматуру.
Наиболее трудоемкой является сборка бензиновых баков, состоящих из обичайки, днища, внутренних перегородок и арматуры (заливные горловины, отстойники, дренажи, бензиномеры, пеиотушители и т. д.). Баки делают сварными, смешанными, т. е. клепаными с заваркой швов, клепаными и паяными.
Сборку клепаного бензинового бака можно вести двумя способами:
1) собрать внутренние элементы бака (перегородки) на отдельном приспособлении, затем надеть обичайку и приклепать к ней днище и арматуру;
2) собрать обичайку, а затем к ней прикрепить внутренние перегородки жесткости и арматуру.
Обичайку бака изготовляют из соответствующего материала, размечают по шаблону, просверливают все отверстия и вырезы для арматуры, свертывают по шаблону и устанавливают перегородки.
Чтобы получить плотное соединение при клепке, между соединяемыми листами вкладывают ватманскую бумагу, покрытую шеллаком, или алюминиевые прокладки. Кроме того, необходимо тщательно удалять стружку, не допуская наличия даже мельчайших частиц ее между склепываемыми листами. Арматуру ставят на обичайку, просверливают отверстия для заклепок, удаляют арматуру и зачищают заусеницы, образовавшиеся при сверлении, после чего ставят арматуру, все перегородки днища и приклепывают их.
Перед клепкой внутренность бака обдувают сжатым воздухом, чтобы удалить оставшиеся стружки и пыль. Клепку следует выполнять не подряд, а с некоторыми промежутками (в разбежку), что обеспечивает совпадение отверстий, плотность шва и дает возможность избежать хлопунов. Законченный бак испытывают на герметичность и плотность шва. Баки небольших размеров испытывают до закрытия дна с помощью специального приспособления. Для испытания герметичности полностью собранного бака в него подают сжатый воздух с давлением 0,15—0,20 am и погружают бак в ванну с водой. Появление пузырьков воздуха свидетельствует о неплотности шва, — в этих местах заклепки подтягивают. Затем бак, наполненный водой
или керосином, испытывают на вибрационном станке в течение уст новленного для конструкции времени.
Окончательно испытанный бак промывают бензином, просушивакп и окрашивают масляной краской. Окрашенные баки сушат либо н; воздухе в течение 48 час., либо в сушильных шкафах. Для баков < шеллачной прокладкой температура сушки не должна превышать 55° Высушенный бак для предохранения его внутри от коррозии, в слу чае, когда баки идут на склад для запасных частей, ополаскиваю составом из минерального масла с 5% бензина.
К группе работ, связанных с лужением и паянием, относится из готовление расширительных бачков, отстойников фильтров, радиаторов, крепления переходной арматуры и т. д.
Качество соединения зависит от температуры плавления припоя і его физико-химических свойств. Паяние производят мягкими итвер, дыми припоями. В качестве мягкого припоя обычно употребляю сплавы олова. Сплав, содержащий одну часть олова и две части свинца называют третником, а сплав, содержащий 50% олова и 50% свинца, называют половинником.
Перед паянием мягкими припоями детали очищают от слоев ста рого припоя, грязи и жира, тщательно пригоняют друг к другу, шов| покрывают флюсом. Место спайки сначала облуживают с помощью* паяльника, а затем наносят припой. При этом надо следить, чтобы» паяльник не был перегрет и края его были зачищены. При мягком1’1 паянии употребляют специальные флюсы, предупреждающие образо^’ ванне окислов, затрудняющих паяние. Флюсы должны плавиться прій рабочей температуре и покрывать защитной пленкой поверхности спаиваемой детали; по окончании паяния флюсы надо смывать, если онш не улетучиваются. В качестве флюсов применяют: а) хлористый цинк* который растворяет образующиеся при нагревании окислы металлам б) нашатырь, очищающий поверхность спаиваемой детали от жировыя веществ; в) канифоль или стеарин, предохраняющие спаиваемые! детали от окисления.
Мягкими припоями припаивают всю арматуру к бензиновым и мас-^ ляным бакам, фильтры и отстойники.
Твердые припои представляют сплавы, содержащие медь или серебро. При паянии твердыми припоями в качестве флюса употребляют буру, которая растворяет образующиеся на металле окислы; после паяния остатки флюса удаляют путем травления в растворе, состоящем из 100 вес. ч. азотной кислоты, 50 вес. ч. серной кислоты, 1 вес. ч. поваренной соли и 1 вес. ч. голландской сажи.
Для улучшения качества спаянного шва латунные и медные детали подвергают вторичному травлению в 30%-ном растворе серной кислоты. Чтобы ускорить травление, раствор нагревают до кипения. После травления детали промывают в воде, нагретой до 80— ЮО3. Твердый припой применяют для паяния трубо-, в. до-, бензопровода.
Технологический процесс паяния твердым припоем состоит из следующих операций: J) очистки детали от жировых веществ и грязи; 2) промазывания шва флюсом; 3) наложения припоя на шов; 4) пая-
Производство самолсто»—175
Iі чего детали нагревают вместе с припоем; 5) травления I *£рах азотной и серной кислоты; 6) промывки в горячей воде.